Самарский Нива Клуб

Войти
  1. »
  2. »
  3. Все сообщения
Новые публикации Скрыть панель справаПоказать панель справа

Все сообщения: Dock063

  1. Офлайн
  2. Пользователи
  3. 1 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | Ниваклуб » Клубная Жизнь » Отчеты » Исторический вал - 2018.
сообщение № 1 отправлено Вчера, 23:02


Пролог.
Ни одна глобальная авантюра не может зародиться на трезвую голову. Так и это мероприятие начало оформляться за распитием бутылочки коньяка с камрадом Мурзилка.

Нет, задумки появлялись раньше, когда мы с Виталькой (Мурзилка) проехались по участку вала и когда с Пашей заехали после Голубого озера к крепости Кондурча. Но вот мысль проехать всю Ново-Закамскую оборонительную линию именно от начала до конца в один присест, появилась именно за рюмочкой.
Краткая историческая справка.
Ново-Закамская оборонительная линия (Исторический вал) — система оборонительных укреплений на территории современных Самарской области и Республики Татарстан построенная в 1730-х годах для защиты поселений и тогдашних границ России. Линия представляла собой ров и земляной вал высотой до 4 метров. Через каждые 10—12 километров стояли крепости или редуты. Начиналась линия от Кинельского редута, на берегу реки Самарка и шла к Красноярской крепости, далее вдоль реки Сок до Сергиевска. Через Заинский и Большой Тарханский леса шли засеки. Линия заканчивалась на территории современного Татарстана Кичуйским фельдшанцем. Самый сильноукрепленный участок — от Самары до Сергиевска. Общая длина укреплений 230 километров (180 из них в Самарской области) из них около 2/3 был земляной вал. Укрепления были привязаны к местности, почти все фельдшанцы находились у рек текущих внутрь. Через каждые 300—350 метров вал дополнительно укреплялся реданами.

А дальше я стал рыть информацию, кто как и когда там катался. И ничего не нашёл. То есть кто-нибудь заезжал на какой-то объект, проезжал какой-то участок и всё. Целиком весь маршрут либо никто не проходил, либо не счёл нужным об этом поделиться. Что же, значит нам выпала участь первопроходцев. Зарывшись в интернет, я нашёл, пожалуй, самое полное исследование Исторического вала - книгу нашего самарского историка Эдуарда Дубмана "Ново-Закамская линия. Судьба, проект, строительство". Очень интересная и познавательная, она сильно помогла в прокладке маршрута. А тем временем у нас прибавился экипаж Мишани Шокера.

Прикинув, что неплохо бы посмотреть на всю эту красоту с высоты птичьего полёта, Миша позвал присоединиться к нам Активных туристов. Так в нашей команде появились Иван и Ульяна.

Следующим членом "экспедиции" стал камрад Макс.

Предполагалось, что он поедет на Исузу Трупер, но по некоторым обстоятельствам Макс лишился внедорожника и был назначен на должность Главного смотрителя хай-джека и ехал штурманом с Виталькой. А присоединился к нам ещё один мой знакомый драйвовчанин Паша.

Тем временем я списался с автором книги, профессором Дубманом. Его очень заинтересовала наша поездка, и он с удовольствием поделился с нами информацией по валу, подсказал, на что обратить внимание. С этого момента можно смело говорить "экспедиция" стала именно Экспедицией! Ведь в тылу у нас настоящий профессор, автор самого полного исследования оборонительной линии!
Ну а в результате утечки информации, иногда сознательной, иногда не очень, нашей поездкой заинтересовались некоторые компании. Так у нас появились партнёры экспедиции - "Azori","Технохим" и "Каша из топора", за что им отдельная благодарность.
Время проведения тоже было выбрано не случайно. Во-первых маршрут изначально был рассчитан на три дня. То есть четыре Первомайских выходных были идеальным вариантом, у нас оставался ещё один запасной день на случай какого-либо форс-мажора. Во-вторых ещё не поросло бы всё травой и вал и крепости можно увидеть и снять как с воздуха, так и с земли. Ну и разумеется наклейки. Ибо поездка по маршруту без наклеек - просто шашлыкинг с пьянкой, а не экспедиция. Наклеек было отпечатано с запасом, поэтому мы задались вопросом,а не завести ли такую традицию как делают на Осударевой дороге? И где возможно на ключевых точках клеили наклейки.

Так вот и настало время выезда... Ещё никто из нас не знал, что нам потребуется запасной четвёртый день, что в один момент нам придётся разделиться, что мы найдём редут, не отмеченный на картах и не видимый со спутника...
Начало пути.
Первый Первомайский выходной. 7 часов утра. Дачники только начали заводить свои автомобили, диванные джиперы сладко спят и видят сны как они героически штурмуют торосы Гренландии, а четыре экипажа и съёмочная группа любознательных краеведов уже встретились в километре от начала маршрута.

Этот километр до первой точки ознаменовался первой потерей. Мишаня вот прям незадолго до выезда повесил новое ведёрко на фаркоп и оно как показалось вначале, бесследно сгинула в колее российской грунтовки. Забегая вперёд, скажу, ведёрко было благополучно найдено.
Итак, мы на первой точке маршрута - Кинельском редуте.

Реду́т (фр. redoute от лат. reductus — удаленный, убежище) — отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.
Иногда началом Ново-Закамской оборонительной линии называют Алексеевскую крепость. Но крепость была построена гораздо раньше, чем началось строительство вала, от неё ничего не осталось, да и расположена Алексеевка на другом берегу Самарки. Поэтому и свой маршрут мы начали от Кинельского редута.
Кинельский редут не имел при себе поселения и соответственно постоянного гарнизона. Здесь временно размещались разъезды из Алексеевской крепости. Ну а пока мы осматривали первую точку маршрута, наша съёмочная группа быстренько взяла "языка" и допросила о гарнизоне, командовании и количестве пушек истории этого места.

Первая точка взята. Мы выходим на маршрут. У коварной лужицы, покусившейся на джиперское имущество, ведёрко отобрано и возвращено владельцу. Мы едем, нас ждут великие дела и исторические открытия. Тут надо заметить, что весна в этом году выдалась та ещё. Снегу в марте навалило, больше чем за всю зиму. И всё это стало таять. А на пути у нас практически сразу была речка Падовка, и я несколько переживал, что дамба через неё будет затоплена. Но всё обошлось. Впрочем, перед Падовкой я первым покрасил машинку в цвета чернозёма.

Хотя мог и объехать. Но послушал штурмана. Вот только не учёл, что на месте штурмана у меня в этот раз сидит фотограф и оператор Ваня, а ему интересно не как лучше проехать, а как красивее чтоб было.
В общем первую речку мы пересекли как по Бродвею и слегка расслабились. Воды вроде как немного. Это замануха была такая. Как оказалось, вода была в земле. И практически сразу за Падовкой...


Сел, выдернули, едем дальше. Забегая вперёд, скажу, вода будет не только в земле, но и на ней. А тем временем, останавливаемся на точке, гда мы с Виталькой были в августе.

Едем вдоль вала, на нашем пути следующее оборонительное укрепление - Красный редут. Как и Кинельский, он не имел постоянного гарнизона. Также как и все редуты на линии представлял собой четырёхугольное в плане оборонительное укрепление, примыкающее к валу. В нашу историческую эпоху располагается тоже, как и Кинельский посреди дачного массива. Вот только захламлен гораздо больше.

Тут, пока съёмочная группа снимает, участники экспедиции осматривают редут и подкрепляются чаем с бутербродами, Миша занят ремонтом джиперского ведёрка.

Всё осмотрено, заснято, починено, нас ждёт Красноярская крепость! И вот тут на пути стала появляться вода не только в земле, но и на ней. И не все броды проходились легко. Кое-где и выдёргивать пришлось.

А ещё впускная система шнивы имеет очень неприятную трубу, через которую вода так и норовит попасть в воздушный фильтр. Несмотря на то, что вроде и брод не сильно глубокий. Мне-то со шноркелем ничего, а вот ребятам пришлось заниматься устранением последствий прохождения этой водной преграды и впредь быть аккуратнее.

Устроили шоу для местных жителей, не последний раз кстати. Едем на первую крепость на маршруте. Временами, помогая друг другу преодолевать засады.

И вот мы в Красном яре. Здесь Исторический вал буквально врывается в село. Идёт вал, редан, и сразу за реданом дома.


Реда́н (фр. redan — уступ, вместо фр. redent — зубец) или редант — открытое полевое укрепление, состоящее из двух фасов (расположенных в виде исходящего угла (0 — 120 градусов) под углом 60 — 120 градусов, выступающим в сторону противника.
Не заезжая на заасфальтированные улицы села чтобы не пугать местных жителей, дерзким фланговым манёвром по просёлку мы въехали в тень крепостных валов и встали прямо под бастионом…


Бастио́н (итал. bastionato — всякая выступающая постройка) — пятистороннее долговременное укрепление, возводившееся на углах крепостной ограды.
"Красноярская крепость ... наряду с Черемшанской, являлась крупнейшей из вновь построенных долговременных укреплённых оборонительных пунктов линии." (Э. Дубман). В ней, а точнее в прилегающем к крепости укреплённом поселении ландмилиции, дислоцировался постоянный гарнизон в составе четырёх конных рот Сергиевского полка и одной пешая роты Алексеевского полка. Ну а ныне внутри крепости находится... стадион.
На мой взгляд, стадион в крепости не самая плохая для неё участь. К сожалению, сильный ветер не дал поднять квадрокоптер на достаточную высоту, чтобы охватить всё укрепление целиком.
Тем временем время поджимало. Ну как поджимало. Мы хотели пройти за день гораздо больше, чем у нас получалось до этого времени. Последствия паводка давали о себе знать, и скорость движения колонны была гораздо меньше расчётной. И на пути к редуту Хорошему, при попытке найти брод через реку Хорошенькая мы попадаем на заливной луг и благополучно сажаем три машины из четырёх.

Тут мы вышли довольно быстро. Посовещавшись, решили пересечь речку по трассе, по нормальному мосту. Едем к асфальту. Ага, грунтовочка хорошая в нужном нам направлении. Сворачиваю на неё, с ходу беру брод и понимаю, что шнивы сейчас опять хлебнут воды. Предупреждаю ребят по рации, чтобы не совались в воду, намечаю им точку встречи после объезда по трассе, еду... И тут из рации:"Паша сидит." Получилось так, что шевики развернулись и выехали из грязи, а Паджеро при развороте провалился и прилип на брюхо. И началась наша двухчасовая эпопея по извлечению японского танка из российского болота.

Сначала я попытался подобраться к нему по более-менее сухому, но прилип сам. Но меня-то быстро вытолкали, а вот с Паджеро было посложнее. Сначала попытались обойтись малой кровью. Лопата, траки, хай-джек... Увы, ничего из этого не помогло. И в ход пошла лебёдка. Лебедиться пришлось аж за три разных точки, чтобы вытащить и развернуть Кота. А потом ещё и дёрнуть динамичкой.
И вот как раз здесь и появилось новое слово -джипстер. А дело было так. Ваня с Ульяной ехали со мной, а так как вещей, а точнее аппаратуры у них было много, они, вещи, были распределены по всем машинам. И сапоги их оказались у Паши. А так как мы были на другом берегу, снимали они издали. В это время я постоянно курсировал, между своей Нивой и застрявшим Паджеро. То лопату туда принесу, то троса, то ещё что-нибудь. И вот я хожу туда-сюда, а Иван меня каждый раз щёлкает фотоаппаратом. Говорю, ты мол меня со всех сторон обснял уже. Ага, отвечает, ходишь тут такой колоритный, прям хипстер. Хипстер... Джипстер! Вот так мы придумали новое слово.

Из засады мы вышли, встретились на том берегу... Смеркалось. Дорожка к редуту Хорошему представляла собой мокренькое такое болотце. А нам уже хотелось чего-нибудь горяченького, а под горяченькое горячительного. Поэтому продолжение маршрута было оставлено на следующий день. Ударным марш-броском доехали до близлежащего (или не очень близлежащего) леса и встали лагерем. Светила полная луна, а мы ели мясо, пили напитки и обменивались впечатлениями о прошедшем дне.

От редута до редута.
[attachment=2042
]Всю ночь нам пели соловьи, а утром всех разбудил настойчивый дятел. Он всё долбил и долбил, не давая спать участникам экспедиции и выгоняя нас на маршрут. Да мы и сами понимали, что надо выдвигаться. За первый день пройдено было совсем мало. Гораздо меньше, чем мы рассчитывали пройти. Выезжаем из приютившего нас леса и ищем проезд к редуту Хороший. В болота, как в первый день, решили не соваться. Хватит с нас мокрых приключений. Иначе есть опасность, что нам и четырёх дней на прохождение не хватит. Напрямую, через затопленные луга мы не поехали, свернули в очередной раз, через дачный массив опять позабавив дачников видом грязных внедорожников, и вдоль поля, по сухому доехали до редута.

А за Хорошим мы выбрались из низины. На холмах стало сухо. Дорожка ровная, идёт строго вдоль оборонительной линии. Скорость движения повысилась. Едем, наслаждаемся видами. Время от времени делаем остановки для осмотра рва с валом и фото- видеосъёмки.

Так мы бодренько доехали до речки Тростянка и оказалось, что отмеченный на карте брод для нас препятствие непреодолимое. Через него, конечно, ездят, но исключительно на технике не меньше Кировца и соваться нам в такую колею в воде, мягко говоря, не есть умное решение. Вот тут я в поисках проезжабельного брода и утопил свои берцы. И сушил их потом привязав к экспедиционнику.

А проезд через речку мы нашли. И даже, несмотря на довольно сложный выход из брода, никто из нас в нём не застрял.

А за речкой лежала деревня Чёрновка. Это поселение примечательно двумя вещами. Когда-то здесь размещался Чернорецкий фельдшанец. И второе, со всех сторон она окружена помойкой. Может и не со всех, конечно, но с двух, через которые мы заезжали и выезжали, точно. Место фельдшанца точно не установлено, вполне возможно он находится среди развалин фермы на выезде из села. За Чёрновкой вал снова пошёл по холмам, очень хорошо сохранился и мы в очередной раз сделали паузу в маршруте для съёмок.
А потом у нас на пути всё чаще и чаще стали попадаться ручьи. Некоторые броды брались нами легко, некоторые не очень. Всё-таки там принято ездить на сельхозтехнике, а не на легковых машинах, пусть и полноприводных. И нами была выработана тактика переправ, которая вполне себя оправдала.

Первой в брод шла Шнива Витали как самая лёгкая машина экспедиции. Нет, сначала ,разумеется, смотрели и проходили всё ножками. Если Бордовая техничка проходила водную преграду, за Виталей шёл Паша на тяжёлом Коте. И если Паджеро садился, Шнива его выдёргивала. Ну а следом уже проезжали мы с Мишей. Если же Виталя застревал, его выдёргивали обратно и искали другое место для проезда.

Некоторые ручейки на фото выглядят довольно безобидно, но на самом деле проход через них иногда был довольно затруднительным. Местами было глубоко, местами круто, вязкий ил, приходилось выбирать траекторию движения... Всё это отнимало прилично времени. После прохождения одного из таких ручьёв, у Мишиной Шнивы пропала зарядка. Вылечилось всё профилактикой генератора.
Так, то полями вдоль вала, то ручьями, мы прибыли к следующей точке - Нижнеорлянскому редуту.

Когда-то давным-давно было два редута, Верхне- и Нижнеорлянский. Располагались они по левому и правому берегам речки Орлянки. С тех пор остался только один редут. Расположение Верхнеорлянского точно неизвестно. Скорее всего его срыли и распахали под поле. Хотя вполне возможно когда-нибудь его и найдут... Ну а в Нижнеорлянском мы остановились на обед, а съёмочная группа Активных туристов, не теряя времени, занялась съёмкой.

А вот после редута, речка Орлянка сказала нам, что нас не пропустит. И смыла дамбу практически напрочь. Рекогносцировка показала, что других бродов нет. Полтора километра до впадения Орлянки в Сок - все подходы затоплены. То же самое и в противоположную сторону как оказалось. Навести мост через промыв это, во-первых, большая потеря времени, а главное - очень рыхлый и сыпучий грунт, который вряд ли выдержал бы вес машин, особенно Паджеро.

И поехали мы вдоль речки по направлению к трассе. А дорожка там оказалась та ещё. Не хотели мы в болота соваться, а пришлось. Но в этот раз все прошли ходом, без засад, хотя и попачкались.

Так и пересекли мы Орлянку по трассе. А дальше изначально проложенный маршрут вёл нас по асфальту в Сергиевск. Дело в том, что дорога от трассы М5 в сторону Сергиевска проложена практически как раз по валу Ново-Закамской линии. Сама крепость Сергиевск была основана в 1703 году. В отличие от остальных крепостей Исторического вала была деревянной. Но во время строительства линии был построен ещё укреплённый городок с валами и реданами на Казачьей горе. Сейчас на месте городка расположена телевышка, место огорожено, закрыто на замок и недоступно для прохода внутрь. Заехали, отметились, сфотографировали и дальше в путь.

Из Сергиевска мы прямиком едем до Заинского поселения ландмилиции. В целях экономии времени эти 10 километров едем по трассе, благо дорога проходит в 50 - 100 метрах от вала. Так что от целей экспедиции - следовать вдоль оборонительной линии, мы не отклоняемся. А у остатков поселения ныряем с асфальта в лес.

Осматриваем, фотографируем... Начинает крапать дождик, пора бы уже и подумать о ночлеге. Рядом с поселениями всегда были или редуты или крепости. Но где был Заинский редут, сведений нет. Объезжаем укрепления, выбираем уютный, сухой уголок за валом. Всё, лагерь, ужин, сто грамм, ночлег. Следующий день окажется самым насыщенным на приключения в нашей поездке.

Засечная черта.
А праздничным утром 1 мая мы сделали историческое открытие мирового значения нашли заросший лесом Заинский редут. Наш лагерь оказался как раз на стыке валов редута и оборонительной линии. Вечером, пока обустраивали ночлег, не было времени обследовать местность. А утром, отойдя на пару шагов от палаток, уткнулись в ров, а за ним вал. Полезли на него обследовать, и нате вам, пожалуйста. Чётко очерченный квадрат редута. На картах не обозначен, на спутниковых снимках, практически не виден среди леса. Да и то, догадаться, что он там есть, можно только зная в какой точке высматривать.


За Заинским редутом линия вала заканчивалась и начиналась засечная черта.
Засека - оборонительное сооружение из деревьев средних и более размеров, поваленных рядами или крест-накрест вершинами в сторону противника. Ветви деревьев заострялись.
Засеки составляли примерно третью часть по протяжённости Ново-Закамской оборонительной линии, устраивались по опушкам лесов. Точных сведений об их местонахождении не сохранилось, известно только, что они проходили по опушкам лесов.

Итак, нам надо было пересечь Заинский лес и по западной его стороне выйти опять к линии вала. В месте, где мы расположились лагерем, теоретически была дорожка, причём самая короткая, через лес. Была... Следы дорожки остались, вот только, как и редут, она вся поросла лесом. Валить растущие деревья в наши планы не входило, поэтому мы нашли другую дорожку, пусть и пришлось сделать небольшой крюк. И снова нас поджидало препятствие в виде размытой дамбы через речку Боровка.

Доезжаем вдоль речки до ближайшей деревушки под названием Вольница, берём языка и выясняем можно ли проехать через речку. Оказывается, что проехать нельзя. Хотя есть один мостик, но им давно уже никто не пользовался и в каком состоянии переправа никто не знает. Решаем выяснить, находим этот мостик и аккуратненько так через него переправляемся. а дальше где лесом, где опушкой, выходим на оперативный простор. Вот только путь нам преграждает речка Большой Суруш. И хотя он не такой уж и большой, но брод надо ещё найти. При первой попытке поиска брода Виталька благополучно застревает... в снегу.

Выдёргиваем. Паша находит ещё одну переправу, где мы и пересекаем речку.

И затем уже по ровной сухой дорожке доезжаем сначала до Сурушского поселения ландмилиции. А затем торжественно въезжаем прямо внутрь Сурушского редута.

От редута поднимаемся в гору и тут нам открывается восхитительнейший вид как на сам Исторический вал, так и на окрестности вокруг. Ну как тут не устроить большую фотосессию и не поднять в воздух квадрокоптер?


Казалось, скоро мы уже будем на следующей точке - крепости Кондурча. Как бы ни так. Спускаемся с возвышенности и в очередной раз попадаем в болото. Ну не то что бы совсем болото, но воды местами по колено, под ней раскисший чернозём. Справа пашня, тоже обильно насыщенная водой. Слева заросли, абсолютно непроезжабельные. Скорость продвижения сильно упала, но до деревни Шаровка доехали ходом, ни разу не застряв. А за этой деревенькой протекает речка Сурож. И ещё какой-то ручеёк. И если первую преграду мы легко пересекли по дамбе, то в брод через вторую вели только следы от пневматиков. Объезда нет, путь наш лежит прямо, выбираем траекторию и штурмуем. Виталька, идущий первым, проскакивает брод ходом и садится на том берегу в топком иле. Траки, грубая физическая сила и он на свободе. Следом я разгоняюсь... Перелетаю брод... Перелетаю топкое место... Останавливаюсь на сухом и понимаю, что забыл включить понижайку не говоря уж о блокировке. Дальнейшие действия были уже отработаны. Паша и Миша с ходу брали брод, садились в липкой грязюке, а оттуда мы их быстренько доставали. И вот мы уже у крепости Кондурча.


А у крепости меня поджидала неприятность. Один раз такое уже случалось по дороге к Белому морю, и вот, сломалась ещё одна стойка экспедиционника. Переставляем стойки, облегчаю багажник путём заливания бензина из канистр в бак, обед, съёмки и вперёд. Следующая точка совсем недалеко - гора Варга, на другом берегу Кондурчи. Когда-то на ней располагался наблюдательный пост и маяк. Маяк представлял из себя пирамиду из брёвен с хворостом, которая зажигалась при появлении неприятеля. Там же, на горе у родника, устраиваем совет.
Ясно уже, что третьей ночёвки и четвёртого дня не избежать. Вопрос только как пойдём. В объезд по асфальту посещать оставшиеся узлы обороны или по предполагаемому местонахождению засеки через Большой Тарханский лес. Пока ещё не поздний вечер, решаем заехать в лес, а там война план покажет.
Заезжаем в лес, и война показала, что впереди легко не будет. Дорога вверх, название которой одно - нефтянка.


При заезде на неё Виталя садится в колее, а Паша мнёт защиту раздатки. Виталю вытащили, защиту поправили и вперёд. Точнее вверх. Подъем, протяжённостью около двух километров был ещё тем весельем. Колея глубже, чем по колено, грунт мягкий. Иду первым внатяг. Если под левым колесом межколейка ещё достаточно широкая, то под правым она уже колеса. Чуть больше газу, так и норовит снести в колею. А сзади по уже натоптанной дорожке Виталя, у которого после того как залило ДМРВ машина едет только после 3000 оборотов, постоянно наступает мне на пятки и в рацию постоянно слышу:"Газу, газу!" Вот так напряжённенько мы и преодолели подъём к нефтяным скважинам.
Вот только не все. В одном месте Паша не смог перейти ручей, пересекающий дорожку... Паджеро не застрял, но и вперёд двинуться не мог. Разворачиваться или сдавать вниз задним ходом метров 200, чтобы протащить его через ручей, тоже был не вариант, так как место, где мы остановились, было тоже довольно весёлое.
И началось обсуждение, как поступить и что же делать дальше. Были предложены варианты объезда ручья по более-менее сухому, но для этого надо было пересекать колею. Было предложено залебедить Кота. Но в результате Паша принимает решение разворачиваться, спускаться и идти по асфальту в объезд. Мы сначала не хотели разделяться и думали, что возвращаться будем вместе, но тут что-то в нас закусило, и три машины остались на маршруте. Договорились, что Паша встретит нас на выезде из леса, вот только у нас не было уверенности, что это будет ещё в этот день. Мы морально уже были готовы ночевать в лесу, ибо чтобы выйти на более-менее нормальную дорожку, нам надо было два раза пересечь колею от тяжёлой техники. Проводили экипаж Паджеро. Выбрали траекторию прохождения, стравились... Да, до этого мы шли на шоссейном давлении. Потому как исходя из дороги, нам бы приходилось постоянно то травиться, то качаться. А это была бы большая потеря времени, чем дёрнуть застрявшего динамичкой. Так вот, мы стравились... И минут за пять, без проблем прошли засадное место. Дальше ещё немного покрутились вокруг качалок, выбирая направление, и углубились в лес по ровненькой, расчищенной дорожке. Вот только вскоре дорожка перестала быть ровненькой, а затем и расчищенной. Если первый завал мы бодренько растащили руками, то на втором пришлось доставать бензопилу. У которой после пары рывков заклинил стартер. У нас была ещё одна бензопила. В багажнике Паджеро... И в ход пошли топоры, ножовки, мачете... А к завалам прибавились лужи и темнота. К счастью, поваленные деревья вскоре перестали нам мешать, но вот лужи соединились в одну большую Лужу переменной глубины. И если сначала я выходил из машины и проверял подозрительные места, то в один прекрасный момент, заплатка на сапоге отклеилась, и зайдя в воду я подумал что гуляю по ледяной воде босиком. После этого я психанул и тупо пёр ходом. Виталя следом, глядя, как я прохожу через глубокие места, корректировал на ходу свою траекторию. Ну а Миша уже шёл по его следам.


Так, распугивая толпы местных зайцев, мы и въехали в деревеньку под названием разъезд Кондурча, где и встретились с Пашей. Было темно, довольно прохладно, пора было вставать на ночлег. Вот только негде. Вокруг деревеньки, да и в ней самой воды по щиколотку. Предлагаю ехать сразу к следующей точке - Полянскому редуту. Он на горе и там хотя бы сухо должно быть. Но двум экипажам нужна была заправка. поэтому мы сделали крюк до Шенталы, вернулись, поднялись в гору и нашли великолепное сухое место для лагеря на опушке леса, примерно в полукилометре от редута.
Так и закончился третий, самый напряжённый день экспедиции. Но это был ещё не конец.
И ещё один момент. В Шентале, пока Миша забегал в магазин, подходят ко мне двое местных жителей. Интересуются откуда мы, да где так машины попачкали. Рассказываю им про экспедицию нашу. Они одобрительно восклицают, про маршрут спрашивают, как ехали. Говорю так вот, от крепости Кондурча, через лес. Да ладно, отвечает один, через лес дороги нет, я лесник, я знаю. Мы говорю, по нефтянке шли. Так по нефтянке же нельзя проехать, отвечает… А мы всё-таки проехали.
Вне бездорожья.
Утром четвёртого дня, после ночной прогулки через Большой Тарханский лес, мы позволили себе поспать подольше. На целый час. Но нас снова разбудили. Хоть и не дикий лесной дятел, а стадо домашних коров, но всё же... Недолгие сборы и выдвигаемся на маршрут. У нас впереди два редута и три крепости, а желательно ещё засветло вернуться в Самару. Хотя все понимают, что засветло ряд ли получится. Благо до первой точки около полукилометра. Выдвигаемся, приезжаем на точку... Видим ручей, снег в овражке и никаких следов редута. Гуляем по полю и наконец-то его находим.


Полянский (сначала назывался Тарханским) редут представляет собой небольшую, в полметра, насыпь. Без рва, без вала с профилем укрепления. Если бы не чёткий квадрат периметра, ни за что бы не догадались, что стоим на месте укрепления. Самое плохо сохранившееся фортификационное сооружение оборонительной линии. Из тех, которые вообще сохранились, конечно.
Что же, не задерживаемся, едем дальше. По дороге опять раз наводим фурор в очередной деревушке видом колонны внедорожников. Съезжаем в чисто поле за опушкой леса. Грунт снова оказывается насыщенным водой, но не до такой степени, чтобы создавать нам препятствия. И вот на нашем пути последний редут Исторического вала - редут за Тарханским лесом. Дальше только крепости. Честно говоря, вокруг было всё затоплено водой и месить грязь не очень-то хотелось. Поэтому подняли в воздух квадрокоптер, а заодно устроили фотосессию на валу, практически на границе Самарской области и Татарстана.


То поле у редута за Тарханским лесом было последним участком бездорожья на нашем пути. Это мы так подумали сначала. Чтобы сократить время пробега, выдвигаемся к Черемшанской крепости по асфальту. Опять же, трасса идёт вдоль вала, стараемся соблюдать поставленные перед собой цели следовать вдоль него. А Черемшанская крепость порадовала попытками восстановить исторический колорит этого места. Тут и пушки на валах, хоть и бутафорские, и караульная будка и колодец в крепостном дворе.


Пробег Черемшанская крепость - Шешминская крепость прошёл также без приключений вдоль оборонительной линии по асфальту. Сама крепость расположена на окраине села. Местечко довольно живописное. Остатки валов крепости в довольно хорошем состоянии, лесок, недалеко речка протекает...

За селом на другом берегу речки Шешма, видна характерная гора с плоской площадкой. Такая же площадка была и на горе Варга, на них устраивали наблюдательные пункты и маяки для подачи сигналов.

Ну а мы выдвигаемся к последней точке нашего маршрута - Кичуйскому фельдшанцу. От Шешмы до Кичуя линия представляла собой не вал со рвом, а засечную черту. Как именно она проходила, сведений никаких не сохранилось, и вариантов проезда собственно было два. Либо крюк по асфальту вдоль леса, либо тоже по дороге через лес. Мы поехали через лес. Сделали всё же небольшой крюк, чтобы пересечь речку по мосту, асфальт стал хуже. Потом ещё хуже. Потом асфальт кончился и начался грейдер. Затем и грейдер стал каким-то убитым, а по нефтяным качалкам стало ясно, какая техника тут ездит. В памяти тут же возникли события прошедшей ночи... И грейдер незаметно так перешёл в разбитейшую грунтовку, по которой мы благополучно и доехали до трассы. И вот финальная точка нашего маршрута - Кичуйская крепость.

Сама крепость находится на территории МТС, огорожена забором. Но мы туда беспрепятственно заехали, зашли через калиточку в саму крепость. И вот, последняя точка взята, последние кадры сделаны, последняя наклейка наклеена. Экспедиция закончилась.

Эпилог.
Итак, мы сделали то, что хотели. Прошли Ново-Закамскую оборонительную линию от начала до конца. От Кинельского редута до Кичуйского фельдшанца. И раз других сведений о прохождении этого маршрута нет, то с полным правом назову нашу компанию первой, кто проехал весь Исторический вал. Без хорошей команды никакое дело не выгорит. А команда у нас подобралась хорошая, слаженная. Совместные выезды на покатушки дали свои плоды. И даже, несмотря на то, что порой возникали разногласия, они решались в рабочем порядке без повышения тона и взаимных обид.
Краткий итог по результатам экспедиции. Маршрут пройден, это главное. Пусть в некоторых местах мы чтобы сэкономить время проезжали по асфальту, но учитывая, что трасса в этих местах шла вдоль оборонительной линии, считаю, от целей экспедиции мы не уклонялись. Протяжённость маршрута от начала (Кинельский редут) до финиша (Кичуйская крепость) со всеми объездами, поиском бродов и ночлега, заездами на заправки и прочим составила 404,7 км (трек по навигатору). Из них на бездорожье пришлось 219,2 км, асфальт и грейдер - 185,5 км. Время проведения экспедиции, считаю, выбрано правильно. Конечно, будь у нас в запасе неделя, а не четыре дня, мы бы не торопясь прошли строго вдоль вала. Но, тем не менее, поставленная задача выполнена. А учитывая, что был обнаружен редут, не отмеченный на картах, выполнена с лихвой.
Пара слов о партнёрах экспедиции. Да, в этот раз у нас были партнёры, нравится это кому-то или нет. Лично я ничего зазорного в этом не вижу. Благодаря компании "Azori", мы не тратились на горючее. А в продукции компании "Технохим", мы везли запас этого самого горючего. Кстати, об экспедиционных канистрах "Экстрим" ходит много мнений, порой полярно противоположных. Тут следует учесть тот факт, что технология производства меняется, и старые косяки исправляются. Но возникают новые нюансы. Наверное, надо будет написать обзор исходя из собственного опыта использования того, что выпускается сейчас. Уж постараюсь, чтобы обзор был объективным. Ну а экспедиционная еда от "Каша из топора" оказалась действительно вкусной. Благодарю вышеназванные компании за поддержку экспедиции! Благодарю читателей за оставленные комментарии. Всем добра, не сидите дома!
Напоследок, маленькое видео из новостей ОТР.

Последний раз редактировал Dock063 Вчера, 23:06
 

Курилка